Образ коммуналки в жизни человека. Константин Попков

Вот это состояние, это состояние жертвы. Жертва обстоятельств, жертва других людей жертва несправедливости. А еще, если здесь это свобода, это понимаешь, что ну ничто не помешает мне осуществить мою мечту. И мечта здесь великая.

То здесь это состояние полной обусловленности, я ничего не могу изменить, мир не переделать. Но когда так человек говорит, что мир, он про какой мир говорит? Он говорит про свое состояние, в котором он. И вот, вот это состояние, вот эта вот метафора, если будем искать какую-то подходящую метафору, я, знаете, недавно посетил выставку Ильи и Эмилии Кабаковых, которая у нас в новый Третьяковке.

Выставка называется В будущее возьмут не всех. И выставка тоже как раз о внутреннем состоянии человека, потому что кто-то это будущее создает и в нем живет, а кого-то, туда всех не возьмут. Так вот, Илья и Эмилия Кабаковы выбрали метафору, которая описывает это состояние, советская коммунальная квартира.

Представьте, советская коммунальная квартира. То есть, конечно, выставка вся, она, как бы, вся переносит человека в Советский Союз. И вообще выставка вся сделана в жанре тотальной инсталляции, то есть там не, там и картины, и звук, и инсталляции, и свет, и цвет, и предметы прямо из Советского Союза, личные вещи какие-то, атрибуты быта, это все воссоздает образ жизни той эпохи, но метафорично описывает жизнь, в принципе, любого человека вот в таком вот состоянии.

Я вам хотел бы показать, показать сейчас одну такую инсталляцию, которая называется Человек, улетевший в космос прямо из своей комнаты в коммунальной квартире. Давайте посмотрим. Вот, это инсталляция.

Это комната в коммунальной квартире. Как видите, она очень тесная, мрачная, здесь нет ни окон, одна только дверь здесь. И вот эта вот дыра, в которую он улетел прямо в космос из своей комнаты в коммуналке.

И вот это вот та катапульта самодельная, которую он изобретал, понимаете, здесь идет такой нарратив, что жильца уже здесь нет, но о нем свидетельствуют, оставшиеся после него, вещи, а также показания соседей, которые следователю все доложили и описали его, как человека замкнутого, который был нелюдим, который вынашивал какие-то свои сумасшедшие идеи, у которого были какие-то нереальные планы. И даже здесь видно на чертежах, видно, что он рисовал вселенную, в которой он жил, то есть он, как бы, жил физически в этой, в коммуналке, но при этом душа его рвалась в космос. И это тоже метафора безграничных, бесконечных человеческих возможностей.

И вы если подумаете, коммуналка — это образ чего? Это образ стесненного, сжатого жизненного пространства, где просто невозможно жить той жизнью, которой ты хочешь жить, где невозможно реализовать свои мечты, где все взаимодействие с соседями какое? Да, ты вынужден. Да, это опять же, как у Пелевина в другой книге, что у орков не было любви, они притирались к друг другу бытом. Это когда ты вынужден терпеть соседей, ты вынужден терпеть вот, вот эту не всю неустроенность, и вот эту всю антисанитарию, как в буквальном, так и в метафорическом смысле.

И взаимодействие между людьми не может не быть конфликтным. Почему? Потому что они все вторгаются в твое пространство, а ты вторгаешься в их пространство. И поэтому они все друг друга не любят, но при этом.